Урок - исследование по физике в 10 классе Тема урока: «Силы в природе».
Цели урока:
1. Исследовать от чего и как
зависят силы трения и упругости. 2. Развивать навыки само и
взаимооценки.
3. Развивать коммуникативные
навыки (работа в группах). Оборудование:
1. Комплект оборудования №1 для
изучения силы трения Динамометр Набор грузов (1Н) Тело с разной площадью опоры Поверхности с разной шероховатостью
2. Комплект оборудования №2 для
изучения силы упругости Динамометр Набор грузов (1Н) Набор пружин разной жесткости Резиновый шнур
3. Компьютер с приложением Microsoft Excel 4. Мультимедиапроектор 5. Экран
Ход
урока
I. Организация класса
(сообщение темы, целей, плана урока, инструктаж по технике безопасности). II. Исследовательский
этап
Этап
работы
|
Практическая деятельность
|
Используемое оборудование
|
Результаты работы
|
1
|
Проведение исследования
|
Комплект оборудования №1,№2
|
Таблица результатов
|
2
|
Обработка результатов исследования
|
Компьютер
|
Графическое представление результатов
|
3
|
Расчет погрешности измерений
|
Компьютер
|
Вывод о достоверности полученных
результатов
|
4
|
Формулирование выводов исследования
|
Компьютер,
мультимедиапроектор
|
Выступление групп
|
III.
Подведение итогов урока
Исследование №1 «Исследование зависимости силы упругости от деформации тела» Цель исследования: Установить зависимость силы упругости от
деформации тела. Выяснить различие в
этой зависимости для разных тел. Задание 1 группе:
1.
Исследовать
зависимость силы упругости от деформации тела для пружины динамометра и
резинового шнура. 2.
Результаты
исследований в таблицы. 3.
По результатам
таблицы постройте график зависимости силы упругости от удлинения тела. 4.
Сравните полученные графики. Сделайте выводы. 5.
Подготовить отчет
о проделанной работе. 6.
Подготовить
выступление группы.
Оборудование: 1.
Динамометр 2.
Линейка
измерительная 3.
Шнур резиновый 4.
Набор грузов
«Измерение жесткости пружины» Цель исследования: Предложить способ и измерения жесткости пружины. Задание 2
группе:
1.
Исследовать
зависимость силы упругости от деформации тела для 2 пружин. 2.
Полученные
результаты поместите в таблицу. 3.
По результатам
таблицы постройте графики зависимости силы упругости от удлинения тела. 4.
Сравните полученные графики. Сделайте выводы. 5.
Произведите
расчет жесткости предложенных пружин. 6.
Рассчитайте
погрешность измерений. 7.
Сделайте вывод о
достоверности полученных результатов. 8.
Подготовьте отчет
о проделанной работе. 9.
Подготовьте
выступление группы.
Оборудование:
1.
Динамометр 2.
Линейка
измерительная 3.
Набор грузов Исследование №3
«Измерение коэффициента трения скольжения»
Задание 3
группе: 1.
Исследовать
зависимость силы трения скольжения от веса тела. 2.
Полученные
результаты поместите в таблицу. 3.
По результатам
таблицы постройте график зависимости силы трения скольжения от веса тела. 4.
Произведите
расчет коэффициента трения скольжения. 5.
Рассчитайте
погрешность измерений. 6.
Сделайте вывод о
достоверности полученных результатов. Какой из способов более точный? 7.
Подготовьте отчет
о проделанной работе. 8.
Подготовьте
выступление группы.
Оборудование: 1.
Динамометр 2.
Линейка
измерительная 3.
Набор грузов 4.
Деревянный брусок 5.
Деревянная
линейка
Исследование №4
«Исследование зависимости силы трения скольжения от
площади опоры и качества поверхности» Задание 4
группе: 1.
Исследовать
зависимость силы трения от площади опоры. 2.
Исследовать
зависимость силы трения от качества
поверхности. 3.
Полученные
результаты поместите в таблицы. 4.
По результатам
таблиц постройте графики зависимости силы трения скольжения от площади поверхности и качества поверхности. 5.
Произведите
расчет коэффициента трения скольжения. 6.
Сравните полученные графики. Сделайте выводы. 7.
Подготовьте отчет
о проделанной работе. 8.
Подготовьте
выступление группы.
Оборудование: 1.
Динамометр 2.
Деревянный брусок
(3шт) 3.
Пластина из ДВП.
|